Войти | Регистрация

Авторизация пользователя

Охота на аргали марко поло

26.04.2015

Трофей Аргали Марко Поло (Ovis ammon polii)

Дата охоты 2013-10-01 00:00:00
Регион охоты
Таджикистан
Компания-организатор
Матисон Юрий
Сложность охоты Сложно
Погода
днем солнечно ночью до -20
В эту экспедицию я собирался давно и с большим желанием. Во-первых, конечно же, хотелось добыть представителя самого трофейного барана на земле (действующий рекорд мира достигает размера 178 см и принадлежит знаменитому американскому охотнику иранского происхождения Хусейну Галопчи). Во-вторых, каждая горная охота для меня долгожданна и на Памире я  еще не был. В-третьих, запланирована она была более чем за год и наступившее время вылета воспринималось с особым чувством.  Самолет авиакомпании «Сибирь» доставил нас с Сергеем Успенским в Киргизский город Ош, именно оттуда мы вертолетом вылетели в Таджикистан в район озера Каракуль. Наш базовый лагерь располагался на высоте 4200 метров над уровнем моря на берегу горного соленого озера. Волне приличное жилье с теплыми батареями и туалетом создавало нам уют в этом временном, адаптационном месте базирования. Далее планировалось разъехаться разными группами в заранее разведанные ущелья, где были замечены крупные самцы.
     Организатором нашей охоты в Таджикистане выступал Юрий Матисон, сразу скажу, что человек он оказался незаурядный и очень интересный. Я много передвигаюсь и охочусь в разных регионах и  странах, встречал на своем пути много хороших людей, талантливых и не очень охотников, но Юрий произвел на меня неизгладимое впечатление.   С конца 80-х годов он занимается охотой в этих краях и в сложных условиях местного менталитета и всеобщего бардака сумел добиться колоссальных успехов в вопросе организации и проведения иностранных охот. Кто-то его считает матерым браконьером, кто-то отдает дать его организаторским способностям, но можно сказать уверенно в Таджикистане Юрий Матисон это бренд. Его знают все аутфиторы, которые направляют своих клиентов в Таджикистан, ну и конечно его имя разноситься через уста сотен, а может быть и тысяч охотников, побывавших в этих суровых местах за многие годы. Юрий жил в Ташкенте вместе с родителями и по окончании Ленинградского медицинского института добровольно распределился в Таджикистан. Имея базовое образование нейрохирурга, из-за нехватки профессиональных кадров овладел и многими другими медицинскими специальностями. Но главной его любовью были и остаются горы Памира и увлекательная охота в этом регионе. Прошли годы, развалился Советский Союз, но Матисон на протяжении более двадцати лет душой и телом остался памирцем. В среднем он проводит в горах по шесть, семь месяцев в году, организуя замечательные охоты на различные объекты охоты проживающие здесь. Он организовал развернутую  по всей стране сеть лагерей, сумел собрать большую группу профессиональных проводников, многие из которых работают с ним более 20 лет. Сам Юрий очень скромный и спокойный человек, как-то умудряется решать многочисленные проблемы, связанные с местной нестабильностью, утрясать проблемы и с властью и мелкими хапугами всех мастей. Уверен именно его уравновешенный характер и помогает находить трезвое и рациональное решение в этих непростых условиях. В свои 53 года он находиться в замечательно форме, совершает длительные индивидуальные переходы в поисках и охоте на крупных самцов Марко-поло. К слову сказать, именно он является обладателем самого большого добытого трофея с длиной рогов в 182 см. Я видел фотографию этого барана это что-то фантастическое. На мой вопрос, почему он его не заявил на рекорд, он ответил, что лишен подобных амбиций и ему этого не нужно. Мне кажется, дело здесь кроется в другом. Дело в том, что в списке 10 лучших баранов 6, включая мировой рекорд, принадлежит, как я уже сказал Хусейну Галопчи. Он за многие годы охоты в этих местах, а были годы, когда он прилетал по два, три раза в год стал настоящим другом Юры. Хусейну уже 74 года и я думаю, Юрий не хочет расстраивать своего приятеля и потеснить его с первого места. Очень благородно с его стороны.  Но добытый Матисоном баран, безусловно является уникальным.
      Проведя целые сутки в базовом лагере, на следующий день мы с Сергеем разъехались со своими проводниками в разные стороны, чтобы в очередной раз испытать наше охотничье счастье.  Юрий поехал со мной. За рулем нашего тюнингованного УАЗика сидел его ближайший соратник мой теска памирец Эдик. Наш путь занял почти 4 часа езды на машине и еще два часа пешего перехода,  пока мы не добрались до конца ущелья, где и разбили лагерь. Я поставил свою одноместную палатку и достал новый спальник, рассчитанный на -20 градусов. Все-таки был уже ноябрь, и ночная температура достигала -18 градусов. Спальник мой выдержал испытание, и я вполне комфортно проспал с 19.00 до 7 утра, не вылезая из палатки.  Утром в сопровождении еще трех человек мы вышли в горы, поднимаясь по ущелью вверх. Сначала заметили группу горных козлов, численностью до 20 голов. Среди них были вполне трофейные, в отсутствии баранов решили попытаться взять одного из них. Я смог подойти с подветренной стороны на дистанцию чуть более сотни метров и первым же выстрелом взял неплохого козерога. Кстати второго выстрела я бы и не смог сделать, раздутая гильза осталась в патроннике и не было никакой возможности ее оттуда выбить. В это самое время Юрий, который ушел вперед на поиск баранов сообщил, что заметил большую группу, среди которой есть несколько трофейных самцов. Ребята пасли эту группу с июня месяца, периодически проверяя, не разогнали ли их волки. Кстати одного волка мы заметили при движении в русле реки. Юрий дал нам направление движения и мы начали изнурительный подъем наверх, поднявшись до уровня 4800 метров. По пути нам встречались самки и самцы горных козлов, но ветер был нам благоприятен и они не мешали нашему выдвижению к баранам. В итоге мы заметили группу отдыхающих самцов в количестве не менее 20 особей на удалении около 900 метров. Дальше двигаться было невозможно по причине того, что между нами паслись самки баранов и они могли легко спугнуть группу  самцов в случае опасности.  Пришлось ждать. Внизу в долине мы заметили еще несколько групп баранов, мирно пасущихся на заснеженных  склонах. Прошло около часа, прежде чем мы смогли продолжить наше выдвижение после ухода самок. К этому времени из-за разогрева воздуха ветер начал менять свое направление  на неблагоприятный. Нам удалось подползти на дистанцию  в 550 метров, что было вполне приемлемым для меня. Конечно, смущал тот факт, что стрелять мне приходилось с чужого ружья, но предварительный контрольный  отстрел показал вполне уверенные результаты. Я постарался удобно лечь, используя сладки местности и специально подложенные под локти камни. Дело в том, что я не стреляю по лежачим баранам по целому ряду причин. Стал ожидать, когда звери начнут подниматься на вечернее кормление. В такой позе я пролежал около полутора часов и реально стал подмерзать. Время уже было начало шестого вечера, а бараны все не вставали. Зато у меня было достаточно времени, чтобы разглядеть мой трофей. Один баран в этой группе явно выделялся, хотя и лежал ко мне спиной. Все, в том числе и Юра, находящийся от нас где-то внизу в долине в трубу отметил именно этого самца.  Наконец-то бараны стали по одному подниматься, в итоге вся группа уже стояла и ожидала, когда наш баран последним встанет. Это был явный лидер, который величественно продолжал отдыхать, не взирая на готовность стада к движению. Но время пришло и он встает. Секунды ожидания, когда зверь примет удобное положение  и грохот  выстрела разрывает всю долину. Я уверенно попал первым же выстрелом, зверь упал и прокатился вниз, сделав несколько оборотов. Но бараны известны своей крепостью, зверь встал и изливаясь кровью стал медленно подниматься вверх, скрывшись за камнями. С позиции Юры было четко видно какой мощный окровавленный  след он оставлял за собой. Но ему все-таки хватило сил подняться на самый хребет и там соединиться с основной группой. Было уже около шести вечера и  времени на штурм высоты у нас уже не осталось, приняли решение спускаться вниз и завтра продолжить поиск. На спуск ушло около двух часов, последние сорок минут  шли в полной темноте. В лагере Юрий решил поступить следующим образом. Он оставил двух проводников, которые с утра должны были продолжить поиск в этом ущелье, а мы возвращаемся в базовый лагерь, чтобы с утра выдвинуться в сторону противоположного ущелья на случай, если раненый баран перевалил через хребет. Я же был уверен, что баран дойдет, не переваливая хребет и будет в месте стрела. Дело в том, что поведение раненных баранов стандартно, он пытается максимально подняться и отлежаться. Ему нет смысла переваливать через хребет и спускаться вниз, он  будет отсиживаться  наверху.  Учитывая огромную кровопотерю и холод, он должен был дойти. Так и получилось, уже около 7.30 утра проводники вышли по спутниковому телефону на связь и сообщили, что баран свалился  почти до самого низа хребта. Трофей оказался вполне достойным 156 см.   Вот такая удачливая у меня охота получилась, в один день добыл два трофея. К слову сказать, у Сергея охота тоже удалась, он взял барана около 153 см.
      В лагере узнали о том, что в очередной раз прилетел Хусейн Голопчи, но находился он в другом месте ближе к китайской границе. Мне было очень жаль, так как я хотел еще раз с ним встретиться и поговорить. Дело в том, что впервые я встретился с ним  в августе 2006 года в салоне самолета, который вез нас из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Тогда я еще не знал кто такой Хусейн, но поняв, что мы оба летим на охоту, с удовольствием поговорили об этом. Охотники всего мира это отдельная национальность. Им всегда есть о чем и ком поговорить, многие знают или слышали друг о друге и готовы оказать помощь в ложную минуту. Со времени той нашей встречи многое изменилось и в моей охотничьей биографии, значительно изменился и круг охотников, который знает или слышал обо мне. Честно говоря, я горжусь этим. Не просто войти в этот элитарный клуб горных охотников. Кстати в базовом лагере я встретил трех французов, один из которых  меня узнал, так как является членом французской делегации CICи близко знаком с моим другом Бернаром  Лозе. Вот как тесен охотничий мир.
      Еще раз хочу вспомнить теплым словом Юру Матисона и его команду за хороший прием, решил приехать в Таджикистан в феврале, чтобы поохотиться на еще один замечательный трофей, обитающий в этих горах. Но это совсем иная история, дай бог о которой я так же расскажу.