Войти | Регистрация

Охота на козерога в Тыве

03.08.2015
Первый трофей
На козерога в Тыве мы с друзьями в последние годы чаще всего охотились в нижнем течении р.Хемчик. Осенью козерогов можно караулить у водопоя, или, сплавляясь на лодке, осматривать склоны гор и, увидев козлов, выходить на берег и открывать стрельбу. Это легкая охота, и трофейные экземпляры таким образом добыть сложно. Пешком в горы - вариант сложнее, но и шанс трофейного зверя выше, особенно если это конец октября или ноябрь (период гона, когда старые козлы спускаются к стадам самок).  Мы же в этом году поехали в район Западной Тывы. Мы - это компания охотоведов (учились в Иркутске вместе на охотфаке). Из Москвы вылетели с товарищем вдвоем из Внуково, и уже через 4 часа благополучно приземлились в Абакане - столице Хакассии (к сожалению, прямых авиарейсов из столицы в Кызыл пока нет). Встречал нас Владимир (еще один однокашник по Иркутску), житель Кызыла. Крепкие рукопожатия, и вскоре мы уже двинулись в сторону Тывы, а это 400 км через перевал "Лебедь" (так мы его называем, здесь разбился боевой генерал-губернатор на вертолете). По пятьдесят грамм на его месте гибели, и дальше. В три часа ночи уже были в Кызыле. Немного вздремнули и весь день занимались закупкой продуктов, подготовкой снаряжения и загрузкой в авто.  Выдвинулись в первом часу. В Кызыле к нам присоединился еще один охотовед Виктор. Ехать предстояло около 500 км. Двигались на запад до г.Чадана, от него круто ушли на юг к Монголии. К утру прибыли к еще одному нашему товарищу (тоже охотоведу) и от него уже на 2 УАЗах направились к облюбованному месту, забрав по дороге проводника. Быстро у старой кошары поставили палатку и, конечно же, печку, а потом занялись приготовлением ужина и дальнейшим обустройством лагеря. GPS показал высоту стоянки в 1903м над уровнем моря. На улице -24С. Переночевали вполне сносно и с утра выдвинулись двумя группами в заранее разведанную долину по соседним хребтам. Шли ножками ввиду того, что лошадки здесь пройти не смогут. Сказать, что было тяжело нельзя, нет, было совсем ужасно. За весь световой день видел почти дикого сарлыка (яка), четырех кабанов в кедраче на соседнем северном склоне и один свежий след козерога, не считая следов зайцев, лисиц, волков и уларов. В конце дня спускаясь в ущелье, столкнул с лежки снежного барса (видел только лежку и следы), и мне стало понятно, почему здесь так "густо" с козерогом. Козероги - излюбленная пища "барсика", и они стараются держаться от него подальше.
Уже в темноте возвращаясь к стоянке по ущелью, попал на горной речке в наледь, очень сильно упал, ноги практически не держали. На стоянке стало известно, что другая группа тоже никого не добыла. На вечернем совете под домашнее мясо было решено ехать завтра на машине в другую долину (может быть, там не будет барсов). Когда решался вопрос, что стреляем, мы поступили мудро: первого - на еду, а потом уже выбирать рогачей. Если мяса не есть, ноги не потянут. С утра авто увез нас четверых в другую долину за восемь километров от лагеря. Заходили опять двумя группами по 2 человека по ущелью, периодически биноклюя склоны гор. Так никого и не увидев, первыми стали подниматься по крутому склону мы с охотоведом из Кызыла, Олег с проводником пошли дальше. При подъеме на гору ребята из соседней группы сообщили, что видели козлов на следующем склоне и порекомендовали живее шевелить ногами (ну да…их бы на наше место).

Минут через пятнадцать товарищ увидел пробегающего козла метрах в 600 от нас сверху. «Рожки так себе» - сказал он. Еще минут через двадцать у него съехали "кошки", и мы сделали остановку для перевязки. В общем, сидим мы на склоне, вернее сидит товарищ, а я стою и жду его, болтаем о всякой всячине, и вдруг, вверху метрах в 200 вижу рога на горизонте, наваждение какое -то… Я глазами "похлопал", нет же, рога, да еще и движутся! Шепчу Вовке: «Козел сверху…». Оба целимся и ждем, когда и тело появится. Наконец, появился во всей красе, только ног не видно. Вовка стреляет, козерог рванул дальше, ловлю мелькающую тушку в оптику, и как только перекрестие и козел совместились, жму на курок. После выстрела козел падает и со "свистом», аж снежная пыль пошла, съезжает в ущелье метров на 300-400 вниз. Стоим в шоке, бывает же такое! Я говорю: «А если ногу перебили и он сейчас с ущелья хромой свалит?» Уж очень они крепки на рану. Болтаем, думаем, что дальше делать. Тут вариант два…либо идти дальше в гору, либо кто- то из нас пойдет вниз смотреть результат. Вовка дальше свои "кошки" перевязывает, поднимаю глаза, трясу головой, опять рога точат из-за горизонта… здоровые на этот раз, вскидываю карабин и вижу красавца во всей красе в оптике. Перекрестие на лопатке, плавно жму спуск, и, когда палец с курком уже пошли, камень под левой ногой шевельнулся, ствол качнулся влево. Чувствую, что мимо, а выстрел остановить не могу. Каменно - снежная пыль взлетает ниже и левее козла, мгновение, и его будто бы никогда и не было. Этот не побежал по склону, а сразу скрылся за горизонтом. Молчим, такого у меня еще не было. После поднялись на место стрела и увидели смотревшего на нас козла с 1200 метров с соседней горы. Потом пошли вниз в ущелье и обнаружили первый трофей...

После фотосессии мы с Владимиром освежевали козла и начали спуск. Вдвоем по снежному ущелью это большого труда не составило. Потом уже внизу сняли "одежды" у нашего трофея и даже подвесили тушу для обветривания. К вечеру подошли Олег с проводником и мы, сложив груз по рюкзакам, по долине спустились к месту встречи с машиной. Пришли еще засветло, минут через 30 подъехал УАЗ, который доставил нас на стоянку. Затем оживление, «за фарт», за «лося»!

Утром в 7.00 четверо из нашей группы уехали в соседний райцентр. Остались на стоянке мы с Володей - проводником из местных. Решил пойти в горы один, ввиду того, что на стоянке кто- то должен остаться, ведь здесь были вещи, машина и оружие. Выбрал ущелье в 2-3 км по каньону выше, на котором я увидел множество козлиных следов.  Иду себе потихоньку по ущелью, смотрю в бинокль по сторонам и вижу под самым гребнем стадо. Стоят и пялятся на меня все дружненько, ждут, наверное, каких-то действий. В такие моменты мысли в голове быстро-быстро крутятся. Отворачиваюсь от них и как ни в чем не бывало продолжаю движение по долине ручья, что-то вроде: «Вы мне не нужны, да я вас даже не видел». Пройдя около 1 км и увидев подходящее ущелье, уходившее в гору в нужном направлении, начинаю подъем. Мысли такие: калибр у меня 308, уверенно стрелять свыше 500м сложно, а близко подойти к козлам (если исключить вчерашнее чудо), можно только сверху. 5 часов я шел до гребня, потом другой стороной гребня вернулся обратно и начал спуск к месту предполагаемого расположения стада. Смотрю вниз - никого, я еще ниже по скалам - опять никого. Ну, думаю, ушли… зря только ноги бил. Но тут из- за края скалки вижу штук 5 коз с телятами - пасутся! Сразу услышал свое сердце (так громко стучит, оказывается). Снял с себя всю утварь (рюкзак, бинокль, перчатки), палку тоже оставил, и на пятой точке со стволом прополз до следующей скалы. Выглядываю - вот они родимые, да еще и много: штук 30-40. Точно не считал. Расстояние около 250 метров, я рванул к оптике и выглядываю вниз, а они вдруг начинают мою скалку внимательно рассматривать. Еще секунда и точно исчезнут. Выбираю козла покрупнее и с упора как в тире стреляю. Отчетливо слышится шлепок пули. И стадо пошло - красота, а мой стреляный козлик вместе со всеми тоже побежал, я стреляю еще, еще, еще. Все, магазин пуст, а козлик бежит, правда медленнее уже. Рву на себе одежды, пытаясь добраться до патронташа на ремне. Достал. Сую патроны в магазин, одновременно поглядывая на козла; а он остановился, глянул гордо и с грохотом завалился. Подошел я к нему, сделал несколько фото. Да, этот будет более вчерашнего, однако. Пока спускал, свежевал, уже стемнело.  Возвращался поздно, хорошо, что фонарь всегда со мной. На стоянке меня явно заждались, даже встречать вышли. Наутро вынесли трофей, потом собрали лагерь и выдвинулись обратно на коллективную волчью охоту к знакомому владельцу отары, которому хищники причинили много вреда.

По приезде на кошару нашего знакомого не оказалось на месте, и мы несолоно хлебавши отправились обратно в Кызыл. Там мы переехали вверх по Енисею на базу в Бельбей. И снова охота, баня и общение с друзьями… Улетали мы из Абакана двое суток по причине густого тумана.