Войти | Регистрация

Авторизация пользователя

Отчеты

Охота на аргали марко поло

В эту экспедицию я собирался давно и с большим желанием. Во-первых, конечно же, хотелось добыть представителя самого трофейного барана на земле (действующий рекорд мира достигает размера 178 см и принадлежит знаменитому американскому охотнику иранского происхождения Хусейну Галопчи). Во-вторых, каждая горная охота для меня долгожданна и на Памире я  еще не был. В-третьих, запланирована она была более чем за год и наступившее время вылета воспринималось с особым чувством.  Самолет авиакомпании «Сибирь» доставил нас с Сергеем Успенским в Киргизский город Ош, именно оттуда мы вертолетом вылетели в Таджикистан в район озера Каракуль. Наш базовый лагерь располагался на высоте 4200 метров над уровнем моря на берегу горного соленого озера. Волне приличное жилье с теплыми батареями и туалетом создавало нам уют в этом временном, адаптационном месте базирования. Далее планировалось разъехаться разными группами в заранее разведанные ущелья, где были замечены крупные самцы.     Организатором нашей охоты в Таджикистане выступал Юрий Матисон, сразу скажу, что человек он оказался незаурядный и очень интересный. Я много передвигаюсь и охочусь в разных регионах и  странах, встречал на своем пути много хороших людей, талантливых и не очень охотников, но Юрий произвел на меня неизгладимое впечатление.   С конца 80-х годов он занимается охотой в этих краях и в сложных условиях местного менталитета и всеобщего бардака сумел добиться колоссальных успехов в вопросе организации и проведения иностранных охот. Кто-то его считает матерым браконьером, кто-то отдает дать его организаторским способностям, но можно сказать уверенно в Таджикистане Юрий Матисон это бренд. Его знают все аутфиторы, которые направляют своих клиентов в Таджикистан, ну и конечно его имя разноситься через уста сотен, а может быть и тысяч охотников, побывавших в этих суровых местах за многие годы. Юрий жил в Ташкенте вместе с родителями и по окончании Ленинградского медицинского института добровольно распределился в Таджикистан. Имея базовое образование нейрохирурга, из-за нехватки профессиональных кадров овладел и многими другими медицинскими специальностями. Но главной его любовью были и остаются горы Памира и увлекательная охота в этом регионе. Прошли годы, развалился Советский Союз, но Матисон на протяжении более двадцати лет душой и телом остался памирцем. В среднем он проводит в горах по шесть, семь месяцев в году, организуя замечательные охоты на различные объекты охоты проживающие здесь. Он организовал развернутую  по всей стране сеть лагерей, сумел собрать большую группу профессиональных проводников, многие из которых работают с ним более 20 лет. Сам Юрий очень скромный и спокойный человек, как-то умудряется решать многочисленные проблемы, связанные с местной нестабильностью, утрясать проблемы и с властью и мелкими хапугами всех мастей. Уверен именно его уравновешенный характер и помогает находить трезвое и рациональное решение в этих непростых условиях. В свои 53 года он находиться в замечательно форме, совершает длительные индивидуальные переходы в поисках и охоте на крупных самцов Марко-поло. К слову сказать, именно он является обладателем самого большого добытого трофея с длиной рогов в 182 см. Я видел фотографию этого барана это что-то фантастическое. На мой вопрос, почему он его не заявил на рекорд, он ответил, что лишен подобных амбиций и ему этого не нужно. Мне кажется, дело здесь кроется в другом. Дело в том, что в списке 10 лучших баранов 6, включая мировой рекорд, принадлежит, как я уже сказал Хусейну Галопчи. Он за многие годы охоты в этих местах, а были годы, когда он прилетал по два, три раза в год стал настоящим другом Юры. Хусейну уже 74 года и я думаю, Юрий не хочет расстраивать своего приятеля и потеснить его с первого места. Очень благородно с его стороны.  Но добытый Матисоном баран, безусловно является уникальным.       Проведя целые сутки в базовом лагере, на следующий день мы с Сергеем разъехались со своими проводниками в разные стороны, чтобы в очередной раз испытать наше охотничье счастье.  Юрий поехал со мной. За рулем нашего тюнингованного УАЗика сидел его ближайший соратник мой теска памирец Эдик. Наш путь занял почти 4 часа езды на машине и еще два часа пешего перехода,  пока мы не добрались до конца ущелья, где и разбили лагерь. Я поставил свою одноместную палатку и достал новый спальник, рассчитанный на -20 градусов. Все-таки был уже ноябрь, и ночная температура достигала -18 градусов. Спальник мой выдержал испытание, и я вполне комфортно проспал с 19.00 до 7 утра, не вылезая из палатки.  Утром в сопровождении еще трех человек мы вышли в горы, поднимаясь по ущелью вверх. Сначала заметили группу горных козлов, численностью до 20 голов. Среди них были вполне трофейные, в отсутствии баранов решили попытаться взять одного из них. Я смог подойти с подветренной стороны на дистанцию чуть более сотни метров и первым же выстрелом взял неплохого козерога. Кстати второго выстрела я бы и не смог сделать, раздутая гильза осталась в патроннике и не было никакой возможности ее оттуда выбить. В это самое время Юрий, который ушел вперед на поиск баранов сообщил, что заметил большую группу, среди которой есть несколько трофейных самцов. Ребята пасли эту группу с июня месяца, периодически проверяя, не разогнали ли их волки. Кстати одного волка мы заметили при движении в русле реки. Юрий дал нам направление движения и мы начали изнурительный подъем наверх, поднявшись до уровня 4800 метров. По пути нам встречались самки и самцы горных козлов, но ветер был нам благоприятен и они не мешали нашему выдвижению к баранам. В итоге мы заметили группу отдыхающих самцов в количестве не менее 20 особей на удалении около 900 метров. Дальше двигаться было невозможно по причине того, что между нами паслись самки баранов и они могли легко спугнуть группу  самцов в случае опасности.  Пришлось ждать. Внизу в долине мы заметили еще несколько групп баранов, мирно пасущихся на заснеженных  склонах. Прошло около часа, прежде чем мы смогли продолжить наше выдвижение после ухода самок. К этому времени из-за разогрева воздуха ветер начал менять свое направление  на неблагоприятный. Нам удалось подползти на дистанцию  в 550 метров, что было вполне приемлемым для меня. Конечно, смущал тот факт, что стрелять мне приходилось с чужого ружья, но предварительный контрольный  отстрел показал вполне уверенные результаты. Я постарался удобно лечь, используя сладки местности и специально подложенные под локти камни. Дело в том, что я не стреляю по лежачим баранам по целому ряду причин. Стал ожидать, когда звери начнут подниматься на вечернее кормление. В такой позе я пролежал около полутора часов и реально стал подмерзать. Время уже было начало шестого вечера, а бараны все не вставали. Зато у меня было достаточно времени, чтобы разглядеть мой трофей. Один баран в этой группе явно выделялся, хотя и лежал ко мне спиной. Все, в том числе и Юра, находящийся от нас где-то внизу в долине в трубу отметил именно этого самца.  Наконец-то бараны стали по одному подниматься, в итоге вся группа уже стояла и ожидала, когда наш баран последним встанет. Это был явный лидер, который величественно продолжал отдыхать, не взирая на готовность стада к движению. Но время пришло и он встает. Секунды ожидания, когда зверь примет удобное положение  и грохот  выстрела разрывает всю долину. Я уверенно попал первым же выстрелом, зверь упал и прокатился вниз, сделав несколько оборотов. Но бараны известны своей крепостью, зверь встал и изливаясь кровью стал медленно подниматься вверх, скрывшись за камнями. С позиции Юры было четко видно какой мощный окровавленный  след он оставлял за собой. Но ему все-таки хватило сил подняться на самый хребет и там соединиться с основной группой. Было уже около шести вечера и  времени на штурм высоты у нас уже не осталось, приняли решение спускаться вниз и завтра продолжить поиск. На спуск ушло около двух часов, последние сорок минут  шли в полной темноте. В лагере Юрий решил поступить следующим образом. Он оставил двух проводников, которые с утра должны были продолжить поиск в этом ущелье, а мы возвращаемся в базовый лагерь, чтобы с утра выдвинуться в сторону противоположного ущелья на случай, если раненый баран перевалил через хребет. Я же был уверен, что баран дойдет, не переваливая хребет и будет в месте стрела. Дело в том, что поведение раненных баранов стандартно, он пытается максимально подняться и отлежаться. Ему нет смысла переваливать через хребет и спускаться вниз, он  будет отсиживаться  наверху.  Учитывая огромную кровопотерю и холод, он должен был дойти. Так и получилось, уже около 7.30 утра проводники вышли по спутниковому телефону на связь и сообщили, что баран свалился  почти до самого низа хребта. Трофей оказался вполне достойным 156 см.   Вот такая удачливая у меня охота получилась, в один день добыл два трофея. К слову сказать, у Сергея охота тоже удалась, он взял барана около 153 см.          В лагере узнали о том, что в очередной раз прилетел Хусейн Голопчи, но находился он в другом месте ближе к китайской границе. Мне было очень жаль, так как я хотел еще раз с ним встретиться и поговорить. Дело в том, что впервые я встретился с ним  в августе 2006 года в салоне самолета, который вез нас из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Тогда я еще не знал кто такой Хусейн, но поняв, что мы оба летим на охоту, с удовольствием поговорили об этом. Охотники всего мира это отдельная национальность. Им всегда есть о чем и ком поговорить, многие знают или слышали друг о друге и готовы оказать помощь в ложную минуту. Со времени той нашей встречи многое изменилось и в моей охотничьей биографии, значительно изменился и круг охотников, который знает или слышал обо мне. Честно говоря, я горжусь этим. Не просто войти в этот элитарный клуб горных охотников. Кстати в базовом лагере я встретил трех французов, один из которых  меня узнал, так как является членом французской делегации CICи близко знаком с моим другом Бернаром  Лозе. Вот как тесен охотничий мир.      Еще раз хочу вспомнить теплым словом Юру Матисона и его команду за хороший прием, решил приехать в Таджикистан в феврале, чтобы поохотиться на еще один замечательный трофей, обитающий в этих горах. Но это совсем иная история, дай бог о которой я так же расскажу.

Охота на камчатского снежного барана

Охота на камчатского снежного барана проводилась два раза. Первый в сентябре 2006 года в районе реки Ича, местным организатором охоты Кулаковым Алесем. С ним познакомились в сентябре 2005 года  на охоте на бурого медведя. Очень грамотный, профессиональный и обязательный человек, сумевший подобрать  команду хороших егерей (Пашка и Генка) и персонал лагеря. Так что через год мы решили вернуться на Камчатку и попытать счастье на охоте на барана. Второй раз попытка охоты была предпринята в 2011 году, но как показано в отчетном видео, удалось найти только молодого самца, стрелять я не стал. Думаю это одно из важнейших правил зрелого охотника делать только осмысленный выстрел по нужному трофею. Тем не менее, я получил колоссальное удовольствие от общения с горами Камчатки и хорошим егерем Игорем.             Вернусь к охоте 2006года. В лагере мы расположились вместе с Сашей и Костей, вместе с ними же мы и выходили в горы. В первый день провели разминку и рекогносцировку, видели самок баранов в горном массиве, где на следующий день предполагалась охота. На следующий день я заметил на склоне двух самцов, стали пытаться к ним подойти, но они заняли такое господствующее положение, что ближе 540 метров мы подползти не смогли. Было принято решение стрелять одновременно с Костей по команде по двум баранам. По радиостанции дали команду Саше, который остался сзади, встать в полный рост, чтобы бараны, заметив его,  поднялись с лежки, так удобней для стрельбы. Рассчитав выстрел и получив команду, одновременно выстрелили. Мой баран побежал вправо, Константина влево. С первого выстрела не он ни я не попали. Вторым выстрелом я остановил своего барана, егерь сообщил о возможном попадании. В дальнейшее я сделал еще выстрелов 6 – 8 точно сейчас не помню, но точно помню, что последний выстрел я делал под большим углом на дистанции не менее 600 метров и явно попал в заднюю часть туловища, баран заметно осел.  Так как патронов уже не было принял решение без ружья вместе с егерем подниматься в гору искать барана. Сразу обнаружил следы крови в месте попадания и стал тропить раненного зверя. Пройдя метров десять, за горой обнаружил стоящего раненного барана. Как оказалось, в нем было  пять попаданий 338WMкалибра, но он стоял. Принял решение привязать к моей палке нож и со всего размаха ударил его в область сердца, баран покатился вниз и дошел.  Это был мой первый трофей барана, тем более добытый на дистанции 600 метров, да еще так необычно добранный. Я был очень рад, как оказалось в последствие у барана очень вкусное мясо, которое мы хранили в пакете в горной реке при температуре пять градусов.

Охота на гобийского аргали

Охота на гобийского аргали была организована  компанией «Профи хант» в партнерстве с турецким аутфитером Канном Каракая. Не понимаю почему, но он как-то умудрился практически монополизировать рынок Монголии и здорово задрал цену на аргали в этой стране. Как выяснилось уже в Улан-Баторе, непосредственным местным организатором был монгол по имени Туксо, очень ответственный и положительный парень.  Он дал свои пояснения на счет Канна, что тот дал всем очень хорошую цену и за наличные выкупил большую часть лицензий у местных операторов, но при этом они вполне продают охоты и самостоятельно по приемлемой цене. Именно по этим причинам я решил забронировать охоту на Хангайского аргали на 2015 год непосредственно у Туксо. Но вернусь к самой охоте. После трехчасового отдыха в отеле после перелета, мы на машине двинулись в долгий путь. Нам предстояло преодолеть около 700 километров на юг ближе к границе с Китаем. Это самая настоящая пустыня Гоби с песками, барханами и  бескрайними плато. На дорогу ушло около 13 часов. По пути ремонтировали машину, потом выкапывали ее из песчаного бархана и уже затемно прибыли в лагерь.  Поужинав, легли спать. Подъем в 5.00, легкий завтрак и выезд на охоту. Заранее ребята проводили разведку и видели двух достойных баранов минут в 30-ти от лагеря.   По пути видели многочисленные стада чернохвостой газелей и Куланов (диких ослов). Прибыв на место, сделали легкий подъем на господствующую высоту и стали вести наблюдение. Видели несколько групп молодых самцов и самок, но трофейных экземпляров не наблюдалось. Через некоторое время решили сменить дислокацию и объехать расположенный недалеко горный массив. Именно там мы и заметили группу бегущих аргали в количестве 8 или 9 самцов, среди которых заметно выделялись два вожака. Преодалев широкую долину, аргали остановились отдышаться и, оглянувшись, вели наблюдение за нами. Инстинкт самосохранения загнал их на одиноко расположенную гору и по мнению проводника им это не очень нравилось.  Приняли решение сделать маневр и обойти их с обратной стороны горы с подветренной стороны. По мнению Туксо старые самцы, достигнув горного массива обязательно отделяться от основной группы. В итоге так и получилось, мы сначала увидели остатки группы, состоящих из молодых аргали и трех присоединившихся к ним самок, а уже потом отдельно трех трофейных животных. Выстрел на 300 метров не составил труда, подойдя к месту, где стояли звери в момент выстрела, сразу обнаружили кровь. Добор раненного животного, как говориться было дело техники. Отличный 12 или 13 летний старый баран, с изрядно побитыми в ритуальных боях за самок рогами украсил мои трофеи.   Как всегда церемония фотографирования в этот раз была дополнена забором проб молекулярно-генетического материала в рамках программы изучения горных животных, разработанных по  инициативе Российским клубом горных охотников совместно с Институтом эволюции и экологии им. Северцева Российской Академии Наук. Охота проходила в регионе Дорноговь неподалеку от местечка  Хатанбулаг, координаты места добычи аргали: N43`04.767 и E108`25.388.

Охота на алтайского аргали

Охота на алтайского аргали была организованна компанией «Профи Хант» в июле 2012 года в Монголии, поскольку это сегодня единственная страна, где его легально можно добывать. Несмотря на устойчивую популяцию  аргали на территории российского горного Алтая, охота у нас  запрещена. Алтайский аргали относиться к виду одного из самых крупных баранов, составляя своеобразную тройку: аргали Марко Поло   (Таджикистан), аргали Хьюм (Киргизстан) и Алтайский аргали. Рекордный трофей аргали не добытый охотниками, а найденный в горах, кстати моим проводником Султан Ага, составил 68 дюймов или 173см. Этот трофей представлен в музее охоты и нам удалось его увидеть. Охота на баранов в Монголии жестко регламентирована и лимитирована, около 50 лицензий в год на все три подвида баранов; алтайского,  хангайского и гобийского. Сроки охоты с 20 августа по 30 сентября.       На самолете из Улан-Батора долетели до населенного пункта Ойгуй, оттуда 5 часов на машине. Лагерь представлял из себя традиционную монгольскую юрту, достаточно просторную и уютную. В данном районе проживают этнические казахи и кроме юрт имеются многочисленные глиняные домики, более традиционные для этой народности. Моим старшим проводником был 67 летний глава казахской диаспоры, опытный Султан ага.  Хромой, с палочкой он довольно ловко передвигался по горам в поисках и скрадывании зверя.           В первый день, поднявшись на лошадях на высоту 3300 метров над уровнем моря, мне удалось заметить на вершине хребта группу баранов, дистанция до них была не менее 1500метров. Группа оказалась многочисленной около 30 животных, среди которых явно выделялись три старых барана. В этот период времени самцы чаще всего держатся группами отдельно от самок. Подойти к ним задача крайне сложная, так как против тебя работают многочисленные взоры этих чутких зверей. Именно по этой причине нам не удалось подойти к баранам на расстояние выстрела, к тому же испортилась погода, пошел сильный дождь со снегом и видимость упала до 50 метров. На спуск обратно в лагерь ушло 4 часа. На следующий день погода нормализовалась, мы опять стали подниматься вверх. Спустя 3 часа достигли вершины хребта. В тоже  время с противоположной стороны хребта в долину на машине приехал мой товарищ Виктор Николаевич и заметил на вершине соседней горы группу баранов. По всей вероятности это была уже знакомая нам группа. Очередная попытка подойти к ней незамеченными провалилась. Мой сопровождающий Байса наткнулся на аргали на вершине хребта и спугнул их. Султан Ага был крайне недоволен подобной нерасторопностью Байсы, но спокойно сказал, что наверняка знает, куда стадо пошло. Кстати он периодически гадал на камнях и говорил, что бараны где-то рядом.        Стали выдвигаться на лошадях к соседнему хребту через каменные россыпи. Минут через 50 были на месте. Это было место, где сходящиеся горные хребты создают большую долину с многочисленными ручьями и пастбищами. Именно сюда, по мнению старца и должны были придти бараны. Мы  стали их активно высматривать. Из-за того, что долина делала изгиб, меня с двумя егерями направили вдоль хребта рассмотреть невидимую часть долины. Тут мы попали под жуткий град, который бил до боли, пришлось укрываться под крупными камнями и пережидать пока он не пройдет. Минут через 40 небо просветлело и мы вышли к кромке хребта, где сразу же обнаружили стадо баранов. Впереди и сзади четко выделялись два крупных самца, посередине шла основная группа из молодых баранов. Впервые нам удалось зайти к баранам сверху и данная позиция позволяла спокойно высмотреть нужный трофей, оставаясь при этом незамеченными. Стадо медленно поднималось вверх, двигаясь по долине в сторону Султан Ака. Приняли решение оставить одного егеря с радиостанцией в качестве наблюдателя на этой позиции, а мне с другим егерем вернуться на исходную позицию, чтобы посоветоваться со стариком.  Обсуждались разные варианты: и устройство засады прямо на месте, так как вероятная тропа проходила недалеко от нас и  выдвижение в их сторону для сближения дистанции. Окончательное решение было принято после сообщения от наблюдателя, что бараны легли отдыхать, было около 18.00. Используя складки местности, мы стали медленно и осторожно спускаться по каменной насыпи вниз. Надо было видеть, как наш хромой старик с палочкой скакал по горам. Без его личного участия немыслимо проведение охоты в этой местности. На спуск ушло минут 25, мы заняли позицию за большим плоским камнем. Дистанция до отдыхающего стада была около 400 метров. Самая удобная позиция, когда мы находимся сверху и можно спокойно оценить условия выстрела и высмотреть зверя. Старые самцы сразу явно выделялись, более темным окрасом рогов, их внушительными размерами и темным с проседью окрасом шкуры. У молодых рога были более светлого цвета, тонкие с острыми, не сломанными наконечниками.  Я ввел необходимые поправки в прицел и произвел выстрел. Здесь со мной в очередной раз произошло событие под названием «холодный выстрел». Не знаю почему, но уже не в первый раз я промахиваюсь при производстве первого выстрела на дальнюю дистанцию в горах. Такое ощущение, что винтовка стреляет по иному алгоритму. Бараны поднялись, но пройдя метров десять, остановились в недоумении. Думаю, они особо и не поняли, что это был за грохот, тем более, что 30 минут назад окончилась жуткая гроза. Второй выстрел в область передней лопатки был точен, это  было заметно всем участникам охоты. Контрольный выстрел по уходящему раненному барану я сделал на дистанции 500 метров и попал четко в спину, после чего зверь свалился и дошел. Любой охотник знает, что в этот момент наступает самый счастливый и долгожданный миг, ради чего мы идем в горы. Трофей оказался очень приличным 52 дюйма длина рогов 133 см и 21 дюйм 53см объем базы. Это очень хороший трофей алтайского аргали.

Канада

После интенсивных переговоров с канадским аутфиттером, предлагавшим охоту на толсторога Скалистых гор, определились с местом охоты – провинция Альберта. После нескольких авиаперелетов прошел акклиматизацию и выспался перед подъемом в горы. Потом 4 часа на машине и столько же на лошадях – до лагеря, а все выходы в горы за трофеем были ...
Александр Егоров

Македония

Македония старается стать «великой охотничьей страной» двигаясь по пути, проторенному до нее Аргентиной, Австралией и Новой Зеландией. Владельцы охотничьих территорий завозят «заморскую» дичь, разводят ее и предлагают охотникам новые трофеи в Старом Свете. Либо регистрируют в качестве трофейных животных одичавших баранов и козлов. Но и традиционных для Балкан животных «диких ...
Монголия

На сибирского козерога охотился при участии «Сталкер-групп» и местного аутфитера BT&T на северо-западе Монголии. Проживал в полевом лагере, состоявшем из нескольких юрт, которые надежно защитили от ненастья – снега с дождем при порывах ветра до 12 метров в секунду. Собственно охота заняла всего сутки. В течение нескольких часов поисков издали были ...
Константин Попов

Таджикистан

В результате моей тридцатой по счету горной охоты в Таджикистане добыл барана с рогами 71 и 72 дюймов (256 очков по системе SCI). Комиссия SCI по рекордам признала этот трофей новым чемпионом мира. Как всегда, организовал и помог провести охоту мой русский друг и талантливый организатор горных туров Юрий Матисон.